Ветераны ТОФ получили памятную медаль от республики Бангладеш во Владивостоке

3 октября, в военно-историческом музее ТОФ (Светланская, 66) участники экспедиции особого назначения № 12 в Бангладеше получили памятные медали. Среди награжденных было восемь моряков-ветеранов, помогавших азиатской республике в 1972-1974 годов очищать реку Карнапхули от затонувших кораблей.

До декабря 1971 года Западный и Восточный Пакистан были одним целым. Но после девятимесячной кровопролитной войны восточная часть отделилась и стала новой страной под названием Бангладеш. Одной из проблем, с которой столкнулось молодое государство, стало невероятное количество затонувших на дне одной из основных транспортных артерий — реки Карнапхули. За помощью сперва обратились к США, но те запросили за очищение реки неподъемную для страны сумму. Тогда республика пошла за поддержкой к Советскому Союзу, который согласился сделать все бесплатно.

Уже в 1972 году в порт Читтагонг в устье реки Карнапхули прибыли корабли ТОФ и ДВМП — они сформировали экспедицию особого назначения № 12. С 1972 до 19974 года советские моряки подняли со дна мутной реки 26 кораблей, подготовили фарватер для судоходства, разминировали реку.

И сегодня в музее ТОФ собрались участники тех событий. Медали получили мичманы Иван Павлович Пасечник и Геннадий Иванович Парфенов, капитаны 2 ранга Анатолий Васильевич Краснов и Иван Панкратьевич Каракаш, судовой электрик Василий Васильевич Трухан, водолазы Юрий Михайлович Ручкин и Валентин Федорович Скачков, матрос Александр Иванович Лютенко. Почетный консул республики Бангладеш Александр Зубко вручил им юбилейные памятные медали. «Читтагонг — единственный порт, соединяющий страну с внешним миром, — отметил он. — Бангладеш — один из государств, которым СССР помогал в 1970-80 годах. И верность нашей стране эта республика сохранила до сих пор. Сегодня Россия строит в Бангладеше атомную электростанцию, а в ДВФУ готовят для нее специалистов».

«В Республике Бангладеш я участвовал в судоподъеме в 1973-74 году, не с самого начала экспедиции. Занимался подъемом транспорта «Дулан». Мы его подняли и доставили на берег. Работа была знакомая, — рассказал Анатолий Краснов. В те годы он был заместителем командира 433 аварийно-спасательного дивизиона по аварийно-спасательным работам. — Ситуации бывали разные. Судно, которое я поднимал, было на фарватере. Течение реки очень быстрое, и работали водолазы только на «стоп-воде», когда одно течение сверху кончается, с реки, и идет проливное течение с моря, с Бискайского залива. Примерно четыре часа водолазы работали. Однажды водолаз пошел на осмотр объекта в легком водолазном снаряжении, идет на спусковом конце. Он не проследил, и пеньковая веревка попала под стальной швартовый конец. И перетерлась. И водолаза по течению понесло вниз — одна голова только мелькает, вверх-вниз… Спустили мы шлюпку, догнали его, вытащили. Но мне, как руководителю работ, влетело…».

Сколько «объектов» вытащили с морского дна советские моряки, они и не считали. Просто разрезали корпуса тросами и цепями и поднимали. Работали круглосуточно, без перерыва. 24 советских корабля пришли в молодую республику в эти годы. Моряки встречались с гражданами и своими бангладешскими коллегами.

Работали в ужасных условиях. «Река мутная, дно илистое. Температура воды достигала 40 градусов. А руки и ноги приходилось окунать в крепкий раствор хлора, чтобы не заразиться — в реке плавали трупы людей и животных», — вспоминает Ольга Савроева, научный сотрудник музея ТОФ. В той экспедиции служил переводчиком ее свекор Михаил Иванович.

В конце мероприятия консулу республики Бангладеш Александру Зубко вручили вымпел и памятный знак Владивостокского морского собрания. А ветераны передали через него благодарность в адрес посла страны и граждан. За то, что их подвиг помнят.